Неисполнение туроператором условий договора, финансовый крах туроператора, – к сожалению, одна из распространенных проблем на рынке туристических услуг. Потребитель тура ожидает приятной поездки, долгожданного отпуска, а взамен случается так, что поездка срывается вовсе, в том числе по причине невозможности туроператора исполнить свои обязательства (туроператор прекратил свою деятельность).
Как получить страховое возмещение от туроператора в случае прекращения им деятельности?
В силу ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ФЗ № 132) реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком. К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относится размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия договора или договоров страхования ответственности туроператора и (или) банковской гарантии или банковских гарантий, наименование, адрес, место нахождения организации, предоставившей финансовое обеспечение ответственности туроператора.
Соответственно, перед заключением договора на оказание туристских услуг следует внимательно ознакомиться с информацией о страховой ответственности туроператора.
Договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами (ст. 17.1 ФЗ № 132).
Указанную информацию о туроператоре можно проверить в Едином Федеральном реестре туроператоров, который формирует Министерство экономического развития РФ.
Статьей 17.4 ФЗ № 132 установлено, что страховщик обязан выплатить страховое возмещение по договору страхования ответственности туроператора по письменному требованию туриста и (или) иного заказчика, заключивших договор о реализации туристского продукта, при наступлении страхового случая.
Основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт причинения туристу и (или) иному заказчику реального ущерба по причине неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.
Следовательно, если потребитель оплатил туристский продукт (тур), а туроператор в свою очередь не оказал соответствующие услуги (бронирование гостиницы, оплата трансфера и т.д.), а в последующем публично объявил о прекращении своей деятельности, турист вправе обратиться в страховую компанию туроператора с требованием о страховом возмещении.
В случае, если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность по указанной причине, о чем уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно, датой страхового случая считается день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра туроператоров (ст. 17.4 ФЗ № 172).
Однако нередко бывают случаи, когда даты поездки приходятся на срок до публичного объявления туроператором о прекращении своей деятельности, то есть до наступления страхового случая, но в то же время туроператор уже не может исполнить свои обязательства перед туристом.
В данном случае потребителю необходимо обратиться в страховую компанию туроператора с заявлением о получении страхового возмещения. Страховая компания не вправе отказать в выплате страхового возмещения, опираясь на дату поездки (поездка запланирована раньше, чем публичное объявление туроператора), законодательством не установлена зависимость наступления факта причинения реального ущерба и даты начала тура.
Данную позицию поддерживает Верховный суд РФ и коллегия по гражданским делам в своем определении от 07.09.2021 г. № 4-КГ21-39-К1. Так при рассмотрении жалобы потребителя к страховой компании о выплате страхового возмещения за несостоявшийся тур в Турцию по причине невозможности туроператором исполнить обязательства по договору и публичного объявления о прекращении деятельности, Коллегия Верховного суда РФ разъяснила, что страховой случай по договору страхования риска ответственности туроператора представляет собой совокупность последовательных и связанных между собой событий и действий:
— неисполнение туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в связи с прекращением туроператорской деятельности (опасность, от которой производится страхование);
— установление факта причинения реального ущерба туристу и (или) иному заказчику в период действия договора страхования;
— наличие причинно-следственной связи между причинением реального ущерба и неисполнением туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в связи с прекращением туроператорской деятельности;
— публичное заявление туроператора о прекращении своей деятельности или день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра (дополнительные обстоятельства).
Учитывая изложенное, а также то, что страховой случай наступает в момент причинения вреда, не всегда связанный с моментом выявления страхового случая, наличие в названном выше сложном юридическом составе указания на дополнительное обстоятельство – публичное заявление туроператора о прекращении своей деятельности или день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра, – следует расценивать как указание на момент, когда становится известно о наступлении страхового случая и с которого начинается осуществление страховых выплат.