Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает два альтернативных варианта защиты прав потребителей. Первый подразумевает досудебную защиту, т.е. претензионное производство, а второй является судебным (исковым).
В соответствии с законодательством РФ потребитель вправе:
• предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю, исполнителю);
• обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований продавцу (изготовителю, исполнителю).
Досудебный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца (изготовителя, исполнителя) — добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро восстановить нарушенное право.
Относительно оформления претензии, следует отметить, что претензия подается в произвольной письменной форме, которая пишется на имя продавца (исполнителя, изготовителя) в двух экземплярах. В претензии излагается суть предъявляемых требований, указывается факт отказа удовлетворения устных требований. В претензии должно содержаться требование добровольного удовлетворения прав потребителя. В противном случае потребитель оставляет за собой право обратиться в суд и требовать кроме защиты его права возмещения материального и морального вреда. Претензия, подписанная заявителем с указанием его домашнего адреса, с приложением документов по существу претензии передается адресату. На втором экземпляре необходимо сделать отметку о получении оригинала должностным лицом. Письмо также может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату и с описью вложения. Таким образом, предъявление претензии по большинству дел о защите прав потребителей необязательно, но настоятельно рекомендуется как возможный досудебный порядок урегулирования споров, способ конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать момент, начала отсчета срока удовлетворения требований потребителей
Статья 11 Гражданского кодекса РФ закрепляет такую форму защиты нарушенных прав потребителя как обращение в суд с соответствующим исковым заявлением. В соответствии с частью 3 статьи 17 «Закона о защите прав потребителей» потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины. По спорам, связанным с защитой прав потребителей, в суд, кроме самого потребителя могут обращаться
• Роспотребнадзор и его территориальные органы;
• иные органы в случаях, установленных законом (например, прокуратура РФ);
• органы местного самоуправления;
• общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица.
Иски о защите прав потребителей, в соответствии с п.2 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный
предприниматель — его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.