Отношения по возмездному обучению, возникающие между гражданами и образовательными учреждениями, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребителей», а также Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства от 15.08.2013 № 706.

Платные образовательные услуги – это осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение (далее – договор).

Взаимоотношения образовательного учреждения с физическими лицами регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение и иные условия, соответствующие законодательству. Очень важно обращать внимание на содержание договора, поскольку в нем стороны определяют меры своей взаимной ответственности за нарушение принятых на себя обязательств.

Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия считаются ущемляющими права потребителя.

Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на дату заключения договора.

Исполнитель обязан обеспечить заказчику и обучающемуся оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора. А также представлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых  платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация предоставляется  в месте фактического осуществления образовательной деятельности и в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Законом РФ «О защите прав потребителей» гражданину гарантирована защита его прав на надлежащую информацию об исполнителе и оказываемых услугах, на надлежащее качество услуг, на соответствие условий договора требованиям законодательства, на восстановление его нарушенных прав.

В соответствии со ст. 29 Закона «О защите прав потребителей», в случае обнаружения недостатков в образовательной услуге, обучающийся вправе потребовать по своему выбору:

  • Безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;
  • Соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;
  • Возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Если в установленный срок недостатки образовательных услуг не были устранены, обучающийся вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков со стороны образовательного учреждения.

Предусмотрены два основных варианта защиты прав потребителей: досудебная защита и защита (восстановление) нарушенных прав в суде.

Претензионное производство позволяет оперативно и без дополнительных расходов установить обстоятельства спора и при необходимости принять меры для восстановления нарушенных прав потребителей.

В случае отказа в удовлетворении требований или частичного их удовлетворения потребитель вправе обратиться для разрешения спора в суд.