Алгоритм действий потребителя при покупке некачественного товара в интернет-магазине.

Все большую популярность среди потребителей приобретает интернет-торговля, поскольку реализация товаров через интернет-магазин удобна и выгодна как для продавцов, так и для покупателей. В отличие от покупок в магазине, при дистанционном способе приобретения моменты выбора, заказа и оплаты товара как правило не совпадают. В связи с этим могут возникать спорные ситуации.

Споры в отношении приобретенного дистанционным способом товара возникают, как правило, в следующих случаях:

— при получении товара потребителем обнаружено несоответствие товара заказу (например, оттенок, цвет);

— покупателю доставлен товар ненадлежащего качества;

— товар либо не был доставлен, либо доставлен с нарушением определенного продавцом срока.

Как действовать потребителю в каждой из этих ситуаций?

1.  Получение товара, не соответствующего заказу.

В данной ситуации следует руководствоваться статьями 4 и 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей». Если товар имеет надлежащее качество, но отличается от того, что заказывал потребитель, то  Законом в этой связи потребителю предоставлено право:

-отказаться от товара после его передачи в течение 7 дней;

-отказаться от товара в течение 3 месяцев, если в момент доставки информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена потребителю в письменной форме;

— потребовать возврата стоимости товара, либо замены товара на указанный потребителем при заказе.

        2.   Доставлен товар ненадлежащего качества.

       В этом случае потребитель согласно ст. ст. 18-24 Закона РФ от 07.02.1992  N 2300-I «О защите прав потребителей» вправе потребовать от продавца:

— замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);

 -замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

-соразмерного уменьшения покупной цены;

-незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

-возврата уплаченной суммы.

        3. Товар не доставлен, либо доставлен с нарушением оговоренного срока доставки.

         В подобной ситуации ст. 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» предусматривает следующие действия.

 1) В случае планирования оплаты товара непосредственно при его получении:

-отказ от оплаты и принятия товара;

-установление нового срока для передачи товара.

 2) В случае если оплата товара была произведена при оформлении заказа:

-установление нового срока для передачи оплаченного товара;

-требование возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

           Если доставка товара была произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях, предусмотренных договором (п.20 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года N 2463).

           Важно знать  следующее!  В случае неполучения товара по вине потребителя, договором розничной купли продажи может быть предусмотрена оплата повторной доставки, оплата за хранение товара в месте выдачи более установленного продавцом срока получения,  осуществляется  также потребителем. В данном случае это не будет нарушением.  

            При  возникновении спора необходимо направить письменную претензию (описать ситуацию и указать требования, а также приложить копии документов, имеющих отношение к существу вопроса), способ и форма, которой должны быть указаны продавцом. В случае отсутствия размещенной продавцом информации о способе и форме направления претензии, ее необходимо вручить продавцу в двух экземплярах, получив в своем экземпляре отметку о принятии (подпись, дата), либо направить ее на электронный адрес официального сайта (при наличии) или юридический адрес продавца по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении.

           Если в течении десяти (календарных) дней с момента получения вашего обращения разрешить данную ситуацию в досудебном порядке не представится возможным, соответствующий спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства.