
При продаже товаров потребителю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с предложенным ассортиментом. Продавец и изготовитель обязаны предоставить необходимую и достоверную информацию о товарах. Так они обеспечивают покупателям возможность сделать правильный выбор.
Чем большим объемом информации о товарах владеет покупатель, тем успешнее его выбор при покупке и больше шансов в приобретении безопасного товара надлежащего качества.
Выбирая товар необходимо внимательно изучить маркировку, нанесенную на потребительскую упаковку.
Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
- наименование пищевой продукции;
- состав пищевой продукции;
- количество пищевой продукции;
- дату изготовления пищевой продукции;
- срок годности пищевой продукции;
- условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
- наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя — изготовителя пищевой продукции;
- рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
- показатели пищевой ценности пищевой продукции;
- сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов;
- единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза.
Упаковка товара тоже источник информации. Некачественная, нарушенная упаковка, плохо пропечатанный на ней текст, нечёткий блеклый рисунок — сигналы о возможной фальсификации продукта.
При покупке продуктов питания необходимо также обратить внимание на сроки годности и условия хранения, ознакомиться – нет ли противопоказаний к применению.
Не рекомендуется покупать продукты в случаях:
- если повреждена потребительская упаковка;
- информация на упаковке не поддается прочтению;
- невозможно определить срок годности продукта;
- если скоропортящиеся продукты хранятся вне холодильного оборудования;
- температура хранения продуктов отличается от температуры, указанной изготовителем на этикетке.
Если для безопасного использования, хранения, транспортировки и утилизации товара требуется соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать их в сопроводительной документации, на этикетке, с помощью маркировки или иным способом, а продавец обязан довести их до сведения потребителя.
Не допускается продажа товара, в том числе импортного, без информации о подтверждении его соответствия требованиям, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.
Продавец должен соблюдать условия хранения товаров в торговом зале, температурный режим и товарное соседство. Для этого магазины должны быть оснащены холодильным оборудованием, термометрами, гигрометрами и прочим. Также к реализуемым продуктам питания должны прилагаться сопроводительные документы, подтверждающие их безопасность.
Что делать, если приобретены некачественные продовольственные товары?
При обращении в магазин, необходимо:
— составить заявление в письменном виде (в свободной форме). В нем должны быть указаны данные продавца (наименование, адрес) и Ваши (ФИО, адрес), описание ситуации и предъявляемые требования;
— к заявлению приложить кассовый чек о покупке. Если его нет, приведите иные доказательства совершения покупки именно у этого продавца;
— вручить заявление продавцу в магазине, проследив, чтобы на нем поставили отметку о вручении. Время, отведенное продавцу на ответ по заявлению, составляет 10 дней;
— предоставить продавцу некачественный товар. Отсутствие упаковки или употребление части товара не может служить основанием для отказа в возврате.
Кроме того, для принятия мер по данному факту, следует обратиться в управление Роспотребнадзора .