
К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — Закон).
В соответствии со ст. 13 Закона за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки, установленной законом или договором.
На основании ст. 29 Закона гражданин при обнаружении недостатков оказанной платной медицинской услуги вправе по своему выбору потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
— соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
— повторного выполнения работы;
— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков.
Кроме того, ст. 1099, 1100 ГК РФ, ст. 15 Закона предоставляют гражданину право требовать возмещения морального вреда. Порядок такой компенсации урегулирован § 4 главы 59 ГК РФ. При этом ухудшение состояния здоровья человека вследствие ненадлежащего оказания ему медицинской помощи, в том числе по причине дефектов ее оказания (постановка неправильного диагноза и, как следствие, неправильное лечение пациента, непроведение пациенту всех необходимых диагностических и лечебных мероприятий, ненадлежащий уход за пациентом и т.п.) причиняет вред пациенту, что является достаточным основанием для компенсации морального вреда.
В случае оказания медицинской помощи ненадлежащего качества медицинская организация обязана по требованию потребителя безвозмездно устранить недостатки или возместить понесенные потребителем-пациентом расходы на устранение недостатков оказанной услуги иными медицинскими организациями.
Помимо этого, нормами ГК РФ, Закона о защите прав потребителей предусмотрено взыскание по требованию потребителя неустойки за просрочку устранения недостатков при наличии таковой, а также штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Защита прав потребителей осуществляется судом (п. 1 ст. 17 Закона). Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора (п. 2 ст. 17 Закона). При подаче иска потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17 Закона).
При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает судебно-медицинскую экспертизу. Доказательством по делу является заключение эксперта, сформулированное на основе проведенной экспертизы (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ).
Кроме того, доказательствами могут служить результаты Федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности.