Активизация эпидемического процесса норовирусной инфекции, наблюдается с середины 90х гг. прошлого века. В настоящее время установлена ведущая роль норовирусов в возникновении вспышек острого гастроэнтерита и второе по значимости место (после ротавирусов) в структуре  инфекционной кишечной патологии детей первых лет жизни.

Распространение норовирусной инфекции носит повсеместный характер.  Норовирусы поражают население всех возрастных групп, вспышки норовирусного гастроэнтерита возникают среди детей и взрослых . При спорадической заболеваемости наиболее восприимчивыми являются дети в возрасте до5лет.. Норовирусная инфекция имеет повсеместное распространение и регистрируется в течение всего года с сезонными подъемами в осеннее-зимне-весенний период.

Основную роль в поддержании циркуляции норовирусов  среди населения играют следующие факторы: низкая инфицирующая доза, высокая восприимчивость людей, неполная изоляция заболевших и отсутствие изоляции реконвалесцентов, продолжительное выделение вируса после перенесенной инфекции, длительное сохранение жизнеспособности вирусов на контаминированных предметах, более высокая, чем у большинства бактерий и других вирусных патогенов, устойчивость к действию дезинфектантов, короткий инкубационный период.

Резервуаром и источником норовирусной инфекции является больной человек или бессимптомный носитель вируса.

Инкубационный период составляет 12 – 48 часов, продолжительность заболевания от 2х до 5ти дней.

Выделение вируса достигает максимума на 1 — 2-й день после инфицирования, но после исчезновения клинических симптомов может продолжаться от 5 до 47 дней (в среднем 28 дней).

Норовирусы довольно стабильны и обладают высокой устойчивостью по отношению к физическим и химическим воздействиям, могут длительно сохранять инфекционные свойства (до месяца и более) на различных видах поверхностей. Доказана высокая контагиозность норовируса. Менее 10 вирусных частиц достаточно, чтобы при попадании в желудочно – кишечный тракт здорового взрослого человека вызвать заболевание.

Основной механизм передачи возбудителя   фекально- оральный, реализуемый контактно – бытовым, пищевым и водным путями передачи. Следует учитывать активное выделение норовирусов с рвотными массами, что не исключает возможность аэрозольного механизма передачи возбудителя в результате контаминации окружающей среды и воздуха каплями рвотных масс, которые содержат вирус.

Факторами передачи норовирусов контактно-бытовым путем обычно служат руки, контаминированные поверхности (в учебных заведениях   ручки дверей, клавиатура и «мышки» компьютеров).

Источником инфекции при пищевых вспышках во многих случаях становятся работники общественного питания и члены семей кухонных работников. Факторами передачи в таких случаях могут служить разнообразные продукты, не проходящие термическую обработку. Наиболее опасными продуктами питания являются многочисленные салаты,   изделия из рубленного мяса. Возбудители могут сохраняться на плохо промытых овощах и фруктах.  

Больной ребенок в организованном коллективе – источник заражения для окружающих.

Большая роль в профилактике кишечных инфекций среди детей отводится родителям, которые должны научить ребенка правилам личной гигиены.

Чтобы избежать заболевания, НЕОБХОДИМО:

— обеспечить в детских организованных коллективах  проведение утреннего приема детей;

— не допускать детей с проявлениями симптомов инфекционного заболевания к посещению образовательных учреждений, своевременная изоляция таких детей из детских коллективов;

— следить за ЧИСТОТОЙ РУК ДЕТЕЙ; соблюдать правила личной гигиены: тщательно мыть руки с мылом после возвращения детей с улицы, перед едой, после посещения туалета; особое внимание уделить использованию одноразовых полотенец и салфеток;

—соблюдать строгий питьевой режим: воду употреблять только кипяченую, бутилированную гарантированного качества;

— не хранить приготовленную пищу при комнатной температуре более 2-х часов;

— тщательно прожаривать и проваривать продукты, особенно мясо, птицу, яйца и др.;

— готовую пищу и сырые продукты хранить раздельно;

-обеспечить качественное мытье столовой и кухонной посуды;

— обеспечить тщательное мытье и дезинфекцию игрушек;

— проводить качественную влажную уборку;

— обеспечить режимы проветривания и кварцевания в группах, классах;

— проводить санитарно – просветительную работу по профилактике с персоналом и родителями.  

  ПОМНИТЕ! Заболевание легче предупредить, соблюдая меры профилактики, чем лечить!