К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — Закон).

       В соответствии со ст. 13 Закона за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

       Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки, установленной законом или договором.

       На основании ст. 29 Закона  гражданин при обнаружении  недостатков  оказанной платной медицинской услуги вправе по своему выбору потребовать:

—  безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

— соответствующего уменьшения цены  оказанной услуги;

—  повторного выполнения работы;

— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги  своими силами или третьими лицами.

         Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги  и потребовать полного возмещения убытков.

         Кроме того, ст. 1099, 1100 ГК РФ, ст. 15 Закона  предоставляют гражданину право требовать возмещения морального вреда.  Порядок такой компенсации урегулирован § 4 главы 59 ГК РФ. При этом ухудшение состояния здоровья человека вследствие ненадлежащего оказания ему медицинской помощи, в том числе по причине дефектов ее оказания (постановка неправильного диагноза и, как следствие, неправильное лечение пациента, непроведение пациенту всех необходимых диагностических и лечебных мероприятий, ненадлежащий уход за пациентом и т.п.)  причиняет вред пациенту, что является достаточным основанием для компенсации морального вреда.

         В случае оказания медицинской помощи ненадлежащего качества медицинская организация обязана по требованию потребителя безвозмездно устранить недостатки  или возместить понесенные потребителем-пациентом расходы на устранение недостатков оказанной услуги иными медицинскими организациями.

           Помимо этого, нормами ГК РФ, Закона о защите прав потребителей предусмотрено взыскание по требованию потребителя неустойки  за просрочку устранения недостатков при наличии таковой, а также штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

            Защита прав потребителей осуществляется судом (п. 1 ст. 17 Закона). Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора (п. 2 ст. 17 Закона). При подаче иска потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17 Закона).

          При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает судебно-медицинскую экспертизу. Доказательством по делу является заключение эксперта, сформулированное на основе проведенной экспертизы (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ).

          Кроме того, доказательствами могут служить результаты Федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности.