
Ремонт бытовой техники (электрических машин и приборов, то есть технически сложных товаров, используемых потребителями в быту) может производиться как в сервисном центре (ремонтной мастерской), так и на дому у потребителя, непосредственно по месту нахождения товара.
При возникновении поломок бытовой техники алгоритм действий потребителя следующий.
- Если с момента передачи продавцом бытовой техники не прошло 15 календарных дней и выявилась поломка, потребитель имеет право:
• вернуть товар продавцу и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы. Продавец обязан вернуть денежные средства за некачественный товар в течение 10 календарных дней;
• заменить товар на товар этой же или другой марки (модели, артикула) с перерасчетом покупной цены. Продавец обязан заменить товар в течение семи календарных дней со дня предъявления соответствующего требования, а при необходимости дополнительной проверки качества товара – в течение 20 календарных дней со дня предъявления требования. При этом неважно, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара (поломки могут быть и мелкими, при которых товар в целом сохраняет свою работоспособность, но имеет недостатки).
- после 15 дней эксплуатации и до истечения срока гарантии потребитель имеет право на бесплатный ремонт бытовой техники по гарантии. Срок гарантийного ремонта не может составлять больше 45 календарных дней.
Если гарантия не установлена, потребитель вправе требовать гарантийного ремонта в течение двух лет со дня покупки бытовой техники.
Сдать бытовую технику в ремонт можно как продавцу, так и в сервисный центр, право выбора предоставлено потребителю.
При передаче бытовой техники для ремонта в сервисный центр (ремонтную мастерскую) потребителю на руки обязаны выдать накладную. В накладной должны содержаться следующие сведения: описание неисправности; характер повреждений; срок ремонта.
По окончании гарантийного ремонта бытовой техники у заказчика на руках должен остаться документ, содержащий информацию о проведенном ремонте с указанием выявленного недостатка и даты проведения ремонта (как при ремонте в сервисном центре (мастерской), так и при ремонте на дому).
При ремонте бытовой техники гарантийный срок на нее продлевается на то время, в течение которого товар не использовался (с момента обращения с требованием о ремонте и до выдачи товара по окончании ремонта).
В случае нарушения сроков проведения гарантийного ремонта потребитель вправе по своему выбору предъявить исполнителю одно из следующих требований:
• потребовать замены на товар этой же марки (модели и (или) артикула);
• потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
• потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
• потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
В случае нарушения сроков проведения гарантийного ремонта продавец или исполнитель обязан уплатить неустойку за каждый день просрочки в размере одного процента цены товара.
- Ремонт бытовой техники по истечении срока гарантии.
Если возникла необходимость осуществления ремонта бытовой техники за свой счет по истечении гарантийного срока, то в случае обращения в сервисный центр заключается договор об оказании услуг ремонта в письменной форме. При оказании услуги в присутствии потребителя договор может оформляться путем выдачи кассового чека. Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу) в сроки, предусмотренные договором, и не вправе увеличить стоимость услуги без согласия потребителя.
Если же обратиться за оказанием услуги по проведению ремонта к физическому лицу, Закон о защите прав потребителей на такие отношения распространяться не будет.
В случае обнаружения недостатков оказанной услуги по ремонту бытовой техники потребитель вправе по своему выбору потребовать следующее:
• безвозмездное устранение недостатков оказанной услуги;
• уменьшение цены оказанной услуги;
• повторное выполнение работы;
• возмещение понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьим лицом;
• расторжение договора и возврат уплаченной за ремонт денежной суммы, если недостатки оказанной услуги не будут устранены или если они содержат существенные недостатки.
При нарушении сроков проведения ремонта потребитель вправе по своему выбору предъявить одно из нижеперечисленных требований исполнителю:
• назначить новый срок оказания услуги;
• поручить оказание услуги (выполнение работы) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
• потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
• отказаться от исполнения договора.
Также потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением сроков.
Кроме того, в случае нарушения сроков проведения ремонта исполнитель обязан уплатить за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3% от стоимости оказания услуги (работы).